В современном мире даже взрослым людям бывает сложно ориентироваться в использовании кредитных карт, способах инвестирования, онлайн-банках и т.д. Что же тогда говорить о детях?
В нашей стране не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. Родители стараются оградить своих чад от проблем, связанных с нехваткой денег. Однако, часто родители повторяют фразы, типа: «У нас нет денег на какую-то вещь», «Деньги с неба не сыплются» и т.д., предполагая, что ребенок должен с пониманием к этому относиться.
А откуда это понимание должно сформироваться, если дети не присутствуют при обсуждении финансовых вопросов, не знают о соотношении в семейном бюджете доходов и затрат и т.д.
Общие сведения
Может быть именно с этого нужно начинать формирование у ребенка правильного мышления в отношении финансовых вопросов.
Для молодежи деньги не имеют той ценности, как для людей старшего возраста. Предположим, вам интересно читать книги о хоккее, однако, вы не сможете выйти на поле и играть в хоккей, независимо от того, насколько богата ваша теоретическая база. Восприятие детьми денежных средств аналогично. Для того, чтобы они научились ценить финансы, с ними надо говорить об этом, отвечать на любые вопросы на данную тему, тем самым развивая финансовую грамотность подрастающего поколения.
Для того, чтобы научить своего ребенка грамотно относиться к распределению денег, не обязательно учить с ним заумные книги, можно доходчиво объяснять, что представляет собой семейный бюджет и с чего он складывается. К примеру, пусть ребенок изобразит рисунок: дом, где будет проживать ваша семья, транспортное средство для ваших совместных поездок, место работы, место отдыха. Вместе попробуйте посчитать расходы на то, что нарисовано на картинке. Какой нужно иметь заработок, чтобы можно было все это купить. Если вашего дохода недостаточно, найдите варианты, на чем можно сэкономить.
Рассуждая на финансовую тему, приводите наглядные примеры. К примеру, ваш малыш хочет новую игру – переведите ее цену в число шоколадок. Составляйте вместе список необходимых покупок и ходите вместе в магазины, чтобы ребенок учился выбирать необходимые вещи и понимать разницу между нужным и желаемым товаром. Важно, научить ребенка видеть разницу между «я хочу» и «я нуждаюсь». Если ребенок мечтает о дорогой игрушке, предложите ему копить деньги на ее приобретение. Можно для этого использовать прозрачную емкость и вместе с ребенком наблюдать как пополняется его «вклад». Пусть ребенок сам подумает над способами экономии.
Подробности
Совершив покупки, анализируйте их
…вместе, выделяя, что из приобретенного является первостепенным, а без чего можно было обойтись.
Не стоит использовать деньги в качестве поощрения либо наказания вашего ребенка.
Хотя, на этот счет, родители смотрят по-разному. Кто-то, напротив, считает, что за любую выполненную по дому работу (к примеру, мытье посуды) ребенку можно давать деньги, приучая его таким образом, к пониманию, что любой труд должен оплачиваться.
Правильнее будет, если оплачивать не те обязанности по дому, которые каждый член семьи выполняет бесплатно, а, к примеру, помывку машины либо работу в выходные дни, раздавая флаеры. Такой метод можно использовать при обучении малыша пользованию банковской картой.
К примеру, за выполнение определенных обязанностей, перечисляйте вознаграждение на карту. В конкретные дни каждого месяца он может воспользоваться сформированной на карте суммой. Это будет похоже на получение зарплаты.
Для того, чтобы малыш понял, как правильно тратить наличные, они, как минимум, должны у него быть.
Ничего страшного, если десятилетний ребенок все карманные деньги потратит на сладости, зато он получит опыт и поймет, что если так распоряжаться деньгами, то накопить на новый велосипед не получится.
Не стоит «грузить» ребенка финансовыми терминами
лучше вводить эти понятия в жизнь посредством игры. К примеру, пусть валютой у вас будут конфеты либо яблоки. «Кошка заняла у собаки тридцать конфет, а отдаст тридцать пять, то есть с процентами». Ребенок лучше впитывает понятную ему информацию.
Прежде чем давать подростку деньги, поинтересуйтесь как он планирует их потратить. Начинать следует с маленьких сумм — на сладости либо мороженое. Лучше ребенку давать деньги, чтобы он представлял себе определенный ценный предмет (бумажную купюру либо монеты). Суммы можно увеличивать, при этом наблюдая, как ими распоряжается ваш сын или дочь. Должна быть граница ответственности, которую следует обозначить. Если с раннего возраста учить детей грамотно обращаться с деньгами, то можно избежать постоянных просьб: «Дай денег». Детям нужно доверять и приучать их участвовать в распределении семейного бюджета.
В настоящее время проводят на эту тему консультации с родителями, также, вопрос обращения с финансами обсуждается на специализированных курсах и занятиях по правильному воспитанию детей.
Если вы хотите самостоятельно приучать ребенка к финансовой грамотности, воспользуйтесь советом: беседуя с ним о деньгах, разъясняйте, что не все люди одинаково обеспечены в материальном плане. Важно, не только учить зарабатывать денежные средства, но и делиться ими. Не стоит растить эгоистов, ведь в мире много тех, кто нуждается в помощи. Чтобы подготовить ребенка к будущей жизни, он должен представлять основы правильного применения денежных средств.