Разговоры о введении религии, как обязательного школьного предмета, ходят уже давно. В основном на этом, естественно, настаивают главы религиозных конфессий.
Раньше дальше разговоров этот вопрос не выходил, так как Россия довольно многонациональная и многоконфессиональная страна, поэтому выбрать одну религию для изучения сложно, а изучать сразу все просто нереально.
Тем не менее, сегодня основы православной культуры уже изучаются в 15 регионах. В отдельных школах это является обязательным предметом, таким же как русский язык или математика.
Актуальность темы
Сегодня вся общественность обсуждает насколько вообще законно и целесообразно изучать только православии, игнорируя остальные религии, почему бы не изучать основы религии вообще и другие вариации подобных вопросов.
По Конституции ввести в обязательное обучение православие на всей территории нашей страны не представляется возможным. Но на основе Закона «Об образовании» на местном уровне вполне допустимо вводить обучение, которое относиться к так называемому «региональному компоненту». Так и было сделано в нескольких субъектах РФ. Православие включено в учебный план и на этот урок приходят священники 1-2 раза в неделю для передачи знаний. Там где урок является обязательным, детям задают домашние задания, ставят оценки, а обучение проходит по учебникам, специально разработанным.
Предмет этот введен в российских школах, как один из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4х классов. Формально у родителей учеников еще в третьем классе есть возможность выбрать одно из шести возможных вариантов обучения, но в большинстве школ настоятельно рекомендуют именно «Основы православия».
Очень похоже на восстановление исторической справедливости. Когда-то большевики отдавали церкви и храмы под «храмы просвещения», школы, училища и клубы. Теперь Русская Православная Церковь требует вернуть потерянное, через введение изучения православия в государственных образовательных учреждениях.
Это не первая попытка ввести православие в государственное образование. Когда-то Алексей II создавал уже совет по взаимодействию Министерства образовании и науки и Русской православной церкви. Этот совет подготовил содержание, методы и методики обучения по предмету «Православная культура». Но из соображений политической корректности и под сильным давлением общественного мнения, в окончательном виде предмет уже состоя из нескольких разных модулей, соответствующим традиционным конфессиям в России и ряду светских дисциплин.
Реалии будней
Сегодня же в 15 регионах России
…«Основы православной культуры» преподается, как обязательный предмет, с формальным выбором родителей, с какой религией им знакомить ребенка.
Обязательными уроки православия стали в Белгородской, Брянской, Смоленской и Калужской областях. В качестве факультативных занятий православие введено на региональном уровне в Московской, Тверской, Рязанской, Самарской, Владимирской, Курской, Свердловской, Архангельской, Новгородской областях и Республике Мордовия. Факультативы проходят для желающих и вне учебного времени.
Как показывают социологические опросы, даже верующие православные родители часто бывают не согласны с тем, чтобы в школе преподавали основы религии.
Естественно, что в реальных условиях
…в разных школах с подобным выбором возникают разные сложности. Хоте тенденция все-таки прослеживалась – приоритетным направлением предлагалось родителям именно «Основы православной культуры». Для этого на родительские собрания приглашаются священники, которые и убеждают родителей, что именно православие способно воспитать в детях высокие моральные ценности.
Есть прецеденты, когда от родителей вообще скрывали возможность выбора конфессий или светской этики. Один из директоров школы, которая скрывала информацию от родителей, был уволен. А родители получили возможность выбирать, естественно, что кто-то выбрал ислам или даже светскую этику. В этой ситуации в конфликте активно принимали участие и священники, и общественные деятели, и чиновники из образования.
Эпизодов, когда родителей оставляют без выбора или вынуждают выбирать именно «Основы православной культуры» довольно много. Большинство протестов против введение в обучение этого предмета связано с опасениями, что предмет просто станет заменой «атеистической» идеологической модели.
То, что русская церковь является в значительной степени идеологическим аппаратом современного российского государства, ни для кого не секрет. Именно в этом контексте сейчас рассматривается введение православной культуры в российские школы.
Конечно, воспитывать детей необходимо и прививать им моральные и нравственные ценности. Но существует и масса других методов и форм воспитания, помимо религии. А говорить, что проблемы воспитания, прежде всего, связаны с непосредственно с религией, это довольно опасно. Все это возвращает нас к тезису, что если Бога нет, то все позволено, а люди неверующие или другой конфессиональной принадлежности являются аморальными и ненравственными. Такая позиция неизменно приведете к возникновению конфессиональных, этических и межличностных конфликтов.
Часто можно услышать, что религия – это основа морали
но, конечно, же это не так. Просто исторически мораль очень долго существовала внутри религии, но сама по себе она возникла не благодаря религии. Если вывести мораль и гражданственность из религии, то под вопрос будут поставлены многие исторические ситуации с самой РПЦ, например, ее деятельность во время Гражданской войны, раскол во время Великой Отечественной войны или профашистская позиция РПЦ за рубежом и так далее. Фактически придется переписывать историю.
Религию, конечно, нужно изучать, она внесла довольно весомый вклад в нашу историю, развитие общества и науки. Вопрос только один – для чего это нужно делать в виде отдельного предмета? В школьной программе довольно много предметов, через которые можно транслировать детям смыслы и ценности разных религий и в том числе и светской этики. Литература, история, физика, математика. Введение отдельного предмета сейчас больше выглядит как политическая цель, которая по факту уже достигнута – православие изучают в школе.
Если основным воспитывающим станет предмет «Основы православной культуры», а например, не литература или история, то мы создадим единую гражданскую нацию, которая на мир смотрит через одни и те же очки.
Если мы идем к тому, что «Основы православной культуры» стали основным курсом во всей школьной программе со второго по девятый класс, как предлагают некоторые деятели, то придется не просто подготовить новую программу и учебники, а переписать все уже имеющиеся. Как минимум потому, что он отнимет массу учебного времени, остальным предметам придеться стать на порядок менее информативными.
Итоги
Позиция патриарха Кирилла по этому вопросу в 2009 году была следующая: сделать курс спиральным, то есть ввести его, например, в четвертом, седьмом и десятом классе. Логично, что по мере взросления у ребенка появляется больше вопросов и формируется собственное представление о жизни. Но эта позиция была позднее пересмотрена, и мы имеем то, что имеем. Теперь она кардинально другая и, не смотря на отсутствии поддержки министерства, он продолжает настаивать на новом видении школьного образования, надеясь, что вопрос будет решен сверху президентской волей.
Вопрос и по сегодняшний день остается дискуссионным. Кто-то считает, что основы религии важный предмет, который дает детям знакомство с историей и этикой страны. Кто-то считает, что нельзя никому ничего навязывать, чем больше навязывать, тем больше будет отторжение. Кто-то считает эту идей рациональной только в случае предоставления равного внимания всем религиозным конфессиям. А что по этому поводу думаете вы, расскажите в комментариях.