Самый желанный мотоцикл в Советском Союзе – Чезет-350

Мотоциклетная техника была довольно популярна в Советском Союзе —  мотовелосипеды, мопеды и, конечно же, мотоциклы. Большинство молодых людей выбирало именно мотоциклы, они и выглядят более сильно, чем мопеды и мотовелосипеды, да и работают мощнее.

В СССР  марок мотоциклов было не так много, они все без исключения ценились и были любимы гражданами страны. Особенной популярностью и любовью пользовалась зарубежная техника.

Если говорить о мотоциклах, то заветной мечтой молодежи был мотоцикл производства Чехословакии — CZ 350.

Общие сведения

Кроме СССР мотоциклы CZ нашли свою аудиторию в других странах мира, прежде всего за счет технических характеристик и успехов в мотокроссе и эндуро.

Именно на Чезете стал чемпионом мира гонщик из Бельгии Жоэль Роббер, причем три раза – 1964, 1968 и 1969 годах. Так же марка и модель мотоцикла принесла третье место в мировом чемпионате 1964 года советскому гонщику Виктору Арбекову. Он же в 1695 году стал первым советским чемпионом мира по мотокроссу.

История появления CZ

Выпуск этого мотоцикла начался с 1930 года на заводе Česká zbrojovka, что в чешском городе Страконице. Ранее на этом заводе выпускалось оружие, которое имело мировую популярность, прежде всего за счет качества работы и срока службы.

Первый мотоцикл на заводе был создан по прототипу немецкой модели DKW NZ 350.  Первый мотоцикл CZ 350 появился в 1930 году, его основным назначением была езда по сложнопроходимой местности и камням. CZ 350 стал основой для создания более совершенных моделей мотоциклов. Во время Великой Отечественной Войны производство мотоциклов на заводе было приостановлено, завод вернулся вновь к производству оружия.

Зато выпущенные в довоенное время мотоциклы стали активно использоваться в боевых действиях – они доставляли на поле боя оружие, медикаменты, еду. По данным статистики из 500 000 единиц мотоциклов, задействованных в военных действиях, полностью вышли из строя только порядка 200 штук. Даже сегодня выпущенные в советское время автомобили продолжают выполнять свои функциональные обязанности. После завершения военных действий производство мототранспорта в стенах завода возобновилось.

Мотоцикл в СССР

Стоит отметить, что CZ 350 в СССР поставлялся далеко не в массовом порядке, как, например, родственная марка Jawa. Наверное, поэтому CZ 350 отличались особым «заграничным шармом» и высоко ценились среди отечественных любителей мототехники. В СССР наиболее популярными стали 350-кубовые модели семейства 472, которые выпускались в различных модификациях с 1976 года по 1989 год.

В отличие от мотоциклов марки «Ява» CZ-350 продавались исключительно, как «одиночные» мотоциклы, что еще больше способствовало их популярности среди молодежи. Во второй половине 80х годов новый Чезет в деревянной коробке стоит 1050 советских рублей.

Спрост на Чезеты был настолько высокий, что в поисках нового мотоцикла мотолюбители могли объехать полстраны, чтобы в каком-то мото или спорт магазине найти свой Чезет. Сегодня такие раритеты можно продать за 1500 евро, прежде всего за счет того, что в советские годы им практически не пользовались, больше брали для того, чтобы покрасоваться, редко когда пробег превышал 2000 километров.

Внешний вид и технические характеристики

Внешне мотоциклы CZ напоминают Jawa-350

…тем не менее, имеют и ряд существенных отличий. Прежде всего, CZ имеет более легкую трубчатую раму, алюминиевый маятник, алюминиевые пульты на руле и алюминиевый корпус фары. Колесные обода выполнены из легких сплавов, задние амортизаторы имеют более удачную конфигурацию.

Весит мотоцикл порядка 156 килограммов, топливный бак рассчитан на 13 литров. Производителем заявлен расход топлива в 4,6 литров на 100 километров, при скорости в 80 км/час. Максимальная заявленная скорость – 120 км/час. Мотоцикл рассчитан на водителя и одного пассажира, вмещает груз до 160 килограммов. В длину мотоцикл – 201 сантиметр, в ширину – 70 сантиметров, в высоту – 101 сантиметр.

Особенности конструкции

Одной из основных отличительных характеристик CZ 350 является прочность, которая достигается, прежде всего, за счет использования для изготовления деталей высококачественных материалов.

Отличительные характеристики:

  • Внешний вид и технические характеристикиМотор двухцилиндровый с объемом порядка 350 кубических литров, мощность в 22 лошадиные силы,
  • Трехступенчатая КПП,
  • Передняя вилка телескопического вида,
  • Коленчатый вал сборный, выполненный по принципу прессованного типа,
  • Впереди установлена кривошипная камера,
  • Руль поворачивается в обе стороны на 45 градусов, при использовании специального клапана руль можно закрепить в разных положениях,
  • Коробка передач в нижней части телескопической вилки,
  • Управление скоростями в ручном или автоматическом режиме,
  • Двигатель, тормоз и грязевой щиток присоединяются к подвижной части телескопической вилки.

Мотоцикл CZ 350 по сегодняшний день является эталоном прочности и удобства для создания новых марок и моделей мотоциклов.

Выпуск этой марки был остановлен в 1960 году, но большая часть 1,5 миллионов выпущенных мотоциклов и по сегодняшний день находятся в рабочем состоянии.

Рейтинг
( 71 оценка, среднее 2.63 из 5 )
Михаил Долгий/ автор статьи

Привет, это мой блог о развитии, целях и финансовой свободе. Занимаюсь онлайн проектами, путешествую по миру с семьей, развиваюсь и достигаю целей, инвестирую несколько лет в акции компаний. Лучшая благодарность ваши мысли в комментариях по данной теме! Удачи и успехов вам!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достижение целей
Комментарии: 13
  1. Nik

    Передач -4, Сил 23
    Выпуск этой марки был остановлен в 1960 году — купил в 1980 г.
    Управление скоростями в ручном или автоматическом режиме — не понял, имелся механизм, выжимаущий сцепление при переключении передач

    1. Руслан

      Полуавтоматический. При нажатии лапки переключения скоростей сначала включается сцеплееие :lol:

  2. Nik

    Коленчатый вал сборный, выполненный по принципу прессованного типа.
    Впереди установлена кривошипная камера.
    Двигатель, тормоз и грязевой щиток присоединяются к подвижной части телескопической вилки — расшифруйте пожалуйста, что этими фразами хотел сказать автор

  3. Nik

    Мотоцикл продавался абсолютно свободно, никто за ними не гонялся. Стояли во всех спорттоварах. Купил (потому что не смог купить Яву) в магазине поближе к дому, чтобы не заводить до полной проверки, И не напрасно — не было теплового зазора на одном из поршневых колец. Посадка после Явы на впечатлила — завален вперёд, при дальних поездках уставали руки. Поменял перья передней вилки на удлинённые от Явы — стало получше, но пришлось удлинять подножки. Двигатель стоял от Явы — изменены только крепления. Неплохой мотоцикл, конечно не Ява, но и ту испортили, когда стали выпускать в двенадцативольтовом исполнении. Кстати, Яв под коляску поставлялись единицы. Они отличались жёсткостью пружин подвески и меньшим числом зубьев ведущей звёздочки. Остальные — одиночки. Перед Čz имел 350-634 городского исполнения, 20 лошадей, глушители на всасе и выхлопе. На ходу слышал резину, подвеска мягкая, не езда — а наслаждение. Но после 110 тыс. поменял — разболталась ходовая, стало страшно ездить из-за возможной усталости металла.

  4. Nik

    Только что посмотрел видео к этой статье. Удивил звук двигателей. Напоминают звук ведра с болтами, которое везут по мостовой. Двигатели этих мотоциклов, в отличие от большинства советских мотоциклов, имели очень массивный коленвал и сравнительно высокое качество изготовления, из-за чего при их работе не было слышно механических шумов (при правильной настройке и техобслуживании, особенно следует отметить периодическую установку угла опережения зажигания, хотя-бы раз в 1000 км, шприцевание коренного подшипника коленвала высокотемпературной подшипниковой смазкой, своевременную замену моторной цепи). Звук был чистый, на холостых оборотах или на сброшенном газе цилиндры работали поочерёдно с пропусками — так мог работать только этот двигатель

  5. Алексей

    Хотел бы узнать каким способом шприцевался коренной подшипник.

    1. Александр

      Обычная тавотница под шприц стоит…

  6. Nik

    В двигателях Явы тех лет почему-то центральный подшипник коленвала смазывался не маслом из смеси, а высокотемпературной подшипниковой смазкой. Для этого на картере в районе среднего подшипника имелась маслёнка для шприцевания (в то время шприцевались многие узлы автомобилей). В соответствии с инструкцией, двигатель заводился, и через маслёнку смазка закачивалась шприцем в подшипник до появления белого выхлопа.

    1. Виталий Дуля

      Какая маслёнка? За 22 тысячи пробега на Яве-634 никакой маслёнки не обнаружил. Кривошипно-шатунный механизм маслом из смеси смазывается.

    2. алексей погодин

      масленка была только на 634.01 а смазка шприцем во впуск. это так по инструкции должна проходить консервация…..

  7. Игорь

    Хорош был , а у меня ява последней модэли была , рама как из пластелина , сразу в штопор превратилась , выкинул нафиг

  8. Nik

    А у меня на 634-й маслёнка была, на CZ не помню, скорее всего не было. И в инструкции на Яву был порядок шприцевания. Помню: шприцевал жировой смазкой 1-13. В Яве у меня где-то после 110 тыс. разбились гнёзда под тарелки подшипников рулевой колонки. Нужно было менять раму — по городу ездить ещё можно было — а на большие расстояния уже было утомительно, да и страшновато — лопнет рама это конец. Поэтому решил поменять мотоцикл, а так как Яву было не купить, взял CZ. По поводу замечания о пластичности рамы — Ява это далеко не кроссовый мотоцикл, он изначально предназначен для езды по асфальту. На это и были рассчитаны и подвеска (в том числе аммортизаторы), и рама. По плохим дорогам Яву лучше было не эксплуатировать. И ещё: впереди рама у 634 раздваивалась и была выполнена из двух тонких трубок. А в то время в моде были самодельные защитные дуги, которые были выполнены из прочных труб, обычно из нержавеющей стали. И крепили их на этих трубках. Естественно, при падениии, дуги гнули раму. У меня стояли дуги, но стандартные, купленные в фирменном магазине Ява. Это были тонкие крашенные трубки из чёрного металла, которые защищали мотоцикл от падения во время стоянки.

  9. zengarden

    > Мотор двухцилиндровый с объемом порядка 350 кубических литров
    Это что, крейсер? 350 куболитров — это как две квартирных ванны. Исправьте.
    А так хорош, был случай на нём прокатиться. Действительно, ценился лучше Явы.
    И красивый!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Это не спам.