Штрафы за превышение средней скорости отменяют?

Массовое появление на дорогах видеокамер, которые контролируют скорость передвижения машин на отдельных участках дороги, привели к тому, что водители научились их распознавать и обманывать.

Камеры стали определяться навигационными программами и специальными приложениями, предупреждая водителей о фиксации скорости машины.

В результате чего, водители в поле обзора камер скорость снижали, а потом снова разгонялись по максимуму.

Общие сведения

В ответ на такие действия водителей власти разработали комплекс мер для измерения средней скорости на отдельном участке дороги, в этом случае камера фиксирует автомобиль дважды – в начале движения по участку и в конце, затем вычисляется средняя скорость передвижения.

Если рассчитанная таким образом средняя скорость выше установленной на данном участке, то на водителя накладываются штрафные санкции. О законности подобного штрафа спорят даже на законодательном уровне, были даже попытки его полностью отменить.

Отмена штрафов за среднюю скорость: миф или правда?

В последнее время довольно часто в интернете можно встретить информацию о том, что штрафы за превышение средней скорости передвижения являются недействительными, а сотрудники ГИБДД не имеют права выносить наказания, если зафиксирована не мгновенная, а средняя скорость.

Это на данный момент времени является неправдой, хотя определенные предпосылки под собой имеет. Так совсем недавно были попытки депутатов продвинуть законопроект, который вносил бы в статью 1.5 КоАПа уточнения относительно того, что способом определения правонарушения может быть только фиксация скорости, а не ее расчет. На данный момент времени этот законопроект не принят.

Стоит отменить недавний прецедент, который возможно и приведет к реальной отмене данного закона. Но подобная ситуация наложения штрафа была оспорена в судебном порядке и Верховный суд в ноябре прошлого года постановил такой способ наложения штрафа считать неправомерным.

Основные аргументы суда:

  • Невозможность определения конкретного места превышения скоростного режима. Формулировка « на отрезке дороги с километра А по километр В» не подходит,
  • Нет возможности точного определения величины превышения скорости, а, следовательно, по нормам КоАП, нет возможности определить норму для расчета размера штрафа.

Но даже этот факт не дает оснований для признания подобных наказаний неправомерными, и даже не может существенно изменить региональную или областную судебную практику. Но дает возможность каждому гражданину оспорить наложение штрафа за среднюю скорость.

О законности подобного штрафа спорят даже на законодательном уровне

Для того, чтобы понять суть рабочего процесса оспаривания подобного штрафа, необходимо разобраться в некоторых деталях процесса.

Особенности работы камер фиксирования скорости

На январь  2020 года существуют две разновидности камер автофиксации скорости движения автотранспорта:

  • Комплекс Автодория,
  • Система Бумеранг, которая и рассчитывает среднюю скорость для наложения штрафа в системе Кордон.

Система Бумеранг работает достаточно просто. Камеры размещаются на определенном расстоянии друг от друга. Первая камера фиксирует время появления машины на определенном участке, второй раз время прохождения участка фиксирует вторая камера.

Затем программа простой формулой вычисления скорости из времени и расстояния определяет среднюю скорость прохождения участка. Если выявленная скорость оказывается выше разрешенной, то выписывается штраф и отправляется на почту собственника автомобиля.

Сегодня такие системы слежения могут отслеживать не только скорости передвижения, но и, например, проезд на запрещающий сигнал светофора, стоянку или остановку в неположенном месте, проезд по встречной полосе или полосе для общественного транспорта.

Так как камеры работают в автоматическом режиме и без участия человека, то есть определенные правила для начисления штрафов:

  • Нарушения караются только штрафными санкциями по минимальному уровню. Например, если скорость превышена на 41-60 км\час (штраф от 1000-1500 рублей), то при фиксации камерой любой скорости в этом промежутке штраф будет начислен по минимальной границе – 1000 рублей.
  • При фиксации камерой правонарушения, предполагающего лишения прав, будет начислен только штраф в размере 5000 рублей.
  • Протокол в случае работы камеры не составляется, сразу оформляется постановление о назначение штрафа.
  • Штрафы по камерам выписываются на имя владельца автомобиля. Если за рулем был другой человек, то уже задача собственника доказать этот факт, что бы не платить штраф.

Насколько это законно?

В Правилах Дорожного Движения говориться о том, что водитель не имеет права превышать установленную на дорожном участке скорость движения, в этом случае неважно моментальная она будет или средняя. Если средняя скорость прохождения участка превышает разрешенную, то можно говорить о правонарушении.

С правомерностью этого аспекта понятно. Вся сложность в начислении подобных штрафов в том, что в законодательстве (Кодекс административных правонарушений) четко прописаны причины наложения штрафов ГИБДД, алгоритмы обжалования и установленные для этого сроки.

В КоАП о незаконности штрафов за среднюю скорость говорят следующие постулаты:

  • В кодексе не содержится вообще никакой информации о средней скорости. Само событие наложения штрафа (правонарушения) подразумевает однократное превышение машиной разрешенной скорости. Поэтому нарушения считаются одномоментными. В алгоритмах расчета средней скорости невозможно вычислить ни момент превышения скорости, ни количество подобных фактов на выбранном участке. Статья 12.9 КоАП говорит о факте превышения скорости, но не о среднем значении и замере средней скорости. Этого аргумента, как правило, для судей будет недостаточно, хотя с точки зрения юридической документации обосновании незаконности наложения подобного штрафа довольно наглядное.

  • Изменение маршрута. На участке между камерами автомобиль мог изменить маршрут таким образом, что фактическое расстояние между камерами могло уменьшиться, например, при ремонте дороги объезд мог оказаться более прямым, чем сама дорога, или вместо объезда деревни водитель мог проехать через нее. В таком случае расчет средней скорости будет неправомерным, так как изменится одно из ключевых параметров в формуле вычисления скорости – расстояние между двумя точками.

Если рассчитанная таким образом средняя скорость выше установленной на данном участке

  • Неправильный замер. Не стоит забывать, что скорость машины могла быть гораздо выше и изменилась, например, за счет коротких остановок. Разная скорость может являться основой для абсолютно разной квалификации нарушения и наложения разного размера штрафа. В этом случае наложение меньшего штрафа может быть так же не законной.

Рабочий способ оспорить штрафы за превышение средней скорости движения

Основной довод, который может помочь успешно обжаловать штрафные санкции за среднюю скорость, строиться на следующей логической цепочке:

  • Статья 24.1 Кодекса об административных правонарушениях говорит, о том, что дело должно быть рассмотрено со всех сторон и объективно.
  • Статья 26,1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что должно быть точно определено само событие нарушения,
  • Событие должно включать в себя точное место и время превышения скорости, эта информация является основной для определения места подачи жалобы на штраф,
  • Именно место и время совершения правонарушения являются обязательными данными для оспаривания выписанного штрафа.

Будет ли отмена?

Из выше изложенного, как мы видим, место и время совершения превышения скорости являются обязательным фактом для всестороннего рассмотрения дела. Но в случае штрафа за среднюю скорость конкретика в основных данных будет не полной. Указанный участок дороги одновременно может принадлежать сразу нескольким отделениям ГИБДД или иметь подсудность разных судов.

Это и является главным доводом оспаривания  штрафов за превышение средней скорости движения. Этот аргумент и стал основанием для положительного решения суда относительно оспаривания наложенного штрафа за среднюю скорость (Постановление Верховного суда №36-АД19-3 от 17 октября 2019 года).

ВАЖНО: Никто не спорит с тем, что превышение скорости это плохо, хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучше всего обезопасить себя от штрафных санкций можно, если соблюдать скоростной режим, либо не превышать его более, чем на 20 км/час (за это у нас пока не штрафуют).

Но даже штрафы должны начисляться на основании норм закона.

Именно данное постановление считается фундаментальной основой при подачи жалобы в суд на оспаривание штрафа за среднюю скорость. При написании самой жалобы необходимо отсылать именно к этому документу.

Дело в том, что все нижестоящие суды обязаны руководствоваться решениями Верховного суда. Но не стоит, конечно, рассчитывать на 100%-ную отмену штрафа, так как нижестоящие суды не обязаны выносить аналогичное судебное решение по аналогичным делам. Тем не менее, судебная практика этого года, говорит о том, что чаще всего принимаются решения именно об отмене штрафов за среднюю скорость.

Итоги

Стоит понимать, что решение Верховного суда по конкретному эпизоду не может стать причиной пересмотра закрытых дел, по которым уже были пропущены сроки обжалования. Сегодня принятое решение суда может помочь в обжаловании свежих штрафов, в течение 10 дней с момента их получения, именно на него можно сослаться при составлении жалобы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Михаил Долгий / автор статьи
Привет, это мой блог о развитии, целях и финансовой свободе. Занимаюсь онлайн проектами, путешествую по миру с семьей, развиваюсь и достигаю целей, инвестирую несколько лет в акции компаний. Лучшая благодарность ваши мысли в комментариях по данной теме! Удачи и успехов вам!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достижение целей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Это не спам.