Как происходит управление самолетом?

Самолет – это довольно сложный объект для управления, поэтому к его управлению допускаются только специально обученные пилоты. В гражданской авиации это экипаж, который состоит их командира и второго пилота воздушного судна.

В военной авиации термин «пилот» не употребляется, самолетами управляют летчики. Получить навыки управления самолетом может позволить себе не каждый человек, а вот узнать, как происходит управления интересно многим.

В этой статье расскажу об основных элементах конструкции самолета, органах управления и процессом пилотирования.

Общие сведения

Основные элементы конструкции самолета

Основный элемент конструкции любого самолета – это планер, который в свою очередь состоит из фюзеляжа (основная несущая конструкция, которая соединяет все части самолета в единое целое), крыльев и оперения.

Крыло – это основная несущая поверхность самолета, оно создает силу, которая и удерживает самолет в воздухе.

Оперение – это несущие поверхности, которые обеспечивают устойчивость самолета в воздухе. Оперение может быть горизонтальным и вертикальным.

Закрылок – это подвижная часть крыла, которая располагается в его хвостовой части. Отклонение закрылков обеспечивают увеличение несущей способности крыльев.

Фюзеляж современных самолетов имеет вытянутую форму с тупым закругленным носом и заостренной хвостовой часть. В фюзеляже размещаются команда экипажа, пассажиры, оборудование и грузы.

Органы управления самолетом

Основные органы управления размещаются в кабине пилота. Главный орган управления – это штурвал, которые дает возможность управлять самолетом по тангажу и крену. Для поднятия носа самолета, штурвал требуется потянуть на себя. Такое движение принято называть кабрированием. Обратный процесс, когда штурвал отводиться от себя, при этом опускается нос самолета, называется пикированием. Если вращать штурвал вправо или в лево, то самолет так же будет совершать вращательные движения по своей продольной оси в соответствующую сторону. Для вращения самолета вокруг вертикальной оси используются педали. Педали используются в основном при влете и посадке для разбега и пробега по взлетно-посадочной полосе.

На самом штурвале могут располагаться дополнительные переключатели, которые отвечают за включение специальных режимов или радиосвязь.

Еще один важный орган управления самолетом – рычаги управления двигателями (РУДы). Они отвечают за тягу двигателей, а, следовательно, за скорость полета самолета. Для экономии топлива рычаги тяги практически всегда находятся в положении малого газа. Корректировать положение рычагов необходимо на основе показаний приборов на панели, которые отражают параметры полета самолета. На приборной доске довольно много датчиков и панелей, которые отражают большое количество важных для полета показателей.

Основные приборы в самолете:

  • Высотомер,
  • Индикатор скорости в воздухе,
  • Термометр,
  • Авиагоризонт,
  • Тахометр,
  • Вариометр,
  • Курсовые приборы.

Управлять тягой самолета можно в ручную, но чаще всего это делается в автоматическом режиме.

ИНТЕРЕСНО: опытный пилот способен посадить самолет в условиях нулевой видимости, ориентируясь только на показания приборов на панели.

Кроме основных органов управления самолетом есть еще и ряд дополнительных, которые могут присутствовать не во всех самолетах:

  • Основной пилотажный прибор,
  • Навигационный дисплей,
  • Панель для выбора режима полета.

Все системы управления самолетом можно поделить на ручные, полуавтоматические, автоматические и комбинированные. Сегодня гражданские самолеты чаще всего имеют комбинированную систему управления, во всех пассажирских лайнерах есть автопилот, которые пожжет вести полет самолета в автоматическом режиме без участия пилотов.

Инструкция по управлению самолетом

К управлению самолетом допускаются только пилоты, прошедшие обучение. Но бывают экстренные ситуации, когда любой человек может оказаться в ситуации необходимости взять полет самолета под контроль. Надеюсь, что пошаговая инструкция вам никогда не пригодиться, но стоит ее изучить, хотя бы из интереса к самому процессу.

Наиболее сложными процессами в пилотировании самолета считаются его взлет и посадка. Во время самого полета внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства возникают крайне редко, современные системы управления могут работать в автономном режиме с минимальным вмешательством пилота.

Подготовка к влету самолета

Подготовка включает в себя внешний осмотр самолета (обычно выполняется опытными механиками), проверку систем управления в кабине (все рычаги должны двигаться беспрепятственно), проверка работы всех датчиков и механизмов. После проверки можно переходить к началу самого полета, то есть к взлету.

Взлет

В аэропортах сам процесс взлета контролируется диспетчерами. Начинать процесс взлета можно только после получения  от них разрешения на взлет. До взлета пилот должен убедиться в том, что самолет готов к взлету – закрылки должны находиться во взлетном положении.

Сам процесс взлета состоит из нескольких этапов:

  • Выравнивание самолета на взлетно-посадочной полосе, для этого должны быть опущены тормоза, курс на приборах должен соответствовать курсу взлетно-посадочной полосы,
  • Включение посадочных фар и выключение рулежной фары, увеличение оборотов двигателя на 40% до момента их стабилизации (должен загореться соответствующий датчик),
  • Установка правильного режима – взять контроль РУД и начинать процесс взлета – штурвал давиться на себя до момента набора скорости в 80 узлов, при этом необходимо внимательно следить за показаниями приборов на панели,
  • Принятие решения о влете – принимает командир судна при достижении,
  • Продолжается набор высоты до необходимого уровня, при этом необходимо следить за показателями датчиков.

Набор высоты уже может проходить и в автоматическом режиме.

Процесс полета

Основная задача пилота во время полета – следить за показаниями приборов и поддерживать параметры полета (курс, скорость и высоту), которые были заданы. Полет может проходить на автопилоте или в режиме ручного управления. Корректировка параметров может регулироваться с помощью тяги, тангажа или крена.

Посадка

Посадка- это самое сложное действие во процессе всего полета. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • За 5 миль до входа в траекторию полета непосредственно перед посадкой выпустить шасси, а потом закрылки, это должно быть сделано на соответствующей скорости,
  • Включить режим захода на посадку и следить за показаниями датчиков,
  • Курс устанавливается на взлетно-посадочную полосу,
  • Установить контакт с ориентирами на земле,
  • Постепенно снижать тягу, чтобы при касании с землей положение рычага оказалось на отметке «малый газ»,
  • Выравнивание судна начинается при высоте в 20-25 футов, для этого штурвал необходимо потянуть на себя для создания тангажа в 6 градусов,
  • После сцепления самолета с полотном взлетной полосы необходимо контролировать процесс торможения, для этого нужно надавить на штурвал, прижимая переднюю опору шасси для улучшения управляемости судном.

Посадку осуществляет командир самолета, второй пилот контролирует датчики и сообщает об изменении параметров и срабатывании индикаторов.

Как стать пилотом?

Пилот или летчик – это профессия, которой необходимо учиться в летном училище или частных школах. Сегодня получить свидетельство пилота проще в частной школе. Для того, чтобы стать летчиком военного самолета, необходимо быть военнослужащим и пройти соответствующее обучение.

ВАЖНО: пилот с частной лицензией не может управлять самолетами, которые задействованы в коммерческих перевозках.

Обучения включает в себя изучение теории, работа на тренажерах, практику на реальных самолетах. Время обучения в летном училище – 5 лет, получение простой частной лицензии, кроме обучения включает в себя 25 часов налета в паре с инструктором и 20 часов собственного пилотирования.

Рейтинг
( 15 оценок, среднее 2 из 5 )
Михаил Долгий / автор статьи
Привет, это мой блог о развитии, целях и финансовой свободе. Занимаюсь онлайн проектами, путешествую по миру с семьей, развиваюсь и достигаю целей, инвестирую несколько лет в акции компаний. Лучшая благодарность ваши мысли в комментариях по данной теме! Удачи и успехов вам!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достижение целей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Это не спам.