Что такое дисграфия
Дисграфией называют частичное расстройство процессы письма, которое происходит из-за недостаточной сформированности психических функций, нужных для контроля письменной речи. Страдающий дисграфией совершает типичные и повторяющиеся ошибки на письме, которые самостоятельно не исчезнут, требуется обучение. Чтобы выявить дисграфию, нужно провести анализ письменных работ, посмотреть на устную и письменную речь, и всё это с использованием специальной методики.
Общие сведения
С дисграфией сталкиваются примерно 50% учащихся младших классов, и 30% учащихся средней школы. Такая патология может возникнуть и у взрослых, примерно в 10% случаев. У взрослых расстройство может произойти из-за нарушения работы психических функций. Дисграфия связана с отклонением в процессе чтения, потому что чтение и письмо тесно связаны в психическом процессе.
История дисграфии
В конце XIX века немецкий терапевт выделил как самостоятельную патологию нарушения письма и чтения. После этого стали появляться работы ученых, где рассматривались нарушения письма и чтения у детей. В то время расстройство письменной речи, связывали со слабоумием, и считали что это свойственным отсталым детям.
Однако в 1896 году один врач терапевт исследовал случай с ребенком 14 лет, у которого был развитый интеллект, но при этом было и нарушений письма и чтения. После этого ученые стали связывать письмо и чтение в одну патологию, которая не зависит от умственной отсталости.
Со временем было пересмотрено отношение к отклонению письма и чтения. Появились понятия дислекция, дисграфия, были выделены разные формы и классификации заболеваний.
Со временем эту проблему стали изучать во всём мире, в том числе и в России. Наши невропатологи опубликовали работу, где в качестве основы нарушений указали нарушение памяти, и что психопатологическое основы прячутся в нарушении структуры образования.
Уже в первой половине XX века дисграфию и дислексию изучают педагоги-психологи, дефектологи, и другие врачи.
Почему возникает дисграфия
Даже сейчас нельзя точно назвать причины появления дисграфии. Есть предположение, что расстройство письменной речи связано с наследственностью, с поражением головного мозга при развитии ребенка, из-за патологии при беременности или травмы плода, при инфекции нервной системы. Причины могут быть социально-психологическими, например, педагогическая запущенность, речевая недостаточность. Возможно, к ребёнку предъявляли завышенные требования в отношении грамотности, слишком рано начали обучать читать и писать, слишком много требовали и агрессивно обучали.
Ребёнок начинает владеть навыками письма, когда у него сформированы все составляющие устной речи, это звукопроизношение, драматическая составляющая, фонетическое восприятие и связность речи. Если были нарушения при формировании головного мозга, то повышается риск развития дисграфии.
У взрослых людей причинами развития дисграфии могут быть инсульты, черепно-мозговые травмы, операции, опухоли в мозге.
Виды дисграфии
Дискография разделена на пять форм, они зависят от того, какая именно письменная операция нарушена или не до конца сформирована.
Акустическая дисграфия возникает при нарушении фонематического распознавания звуков.
Артикуляционно-акустическая дисграфия проявляется в нарушении артикуляции и восприятии понимать, и также у человека могут быть трудности в звукопроизношении.
Аграмматическая дисграфия проявляется в виде проблем в лексическом развитии, и развитии грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия это неразвитое зрительно-пространственное восприятие.
И есть особая форма дисграфии, когда не сформирован звуковой синтез.
Дисграфия редко встречается в чистом виде, она обычно принимает смешанную форму, с преобладанием одного вида. Специалисты устанавливают ее по определенным признакам.
Симптомы дисграфии
Все логопедические нарушения, в том числе дисграфия имеют свои симптомы. Обычно это систематические ошибки на письме. При этом ребенок или взрослый человек совершает их не потому, что не знает правила языка. Ошибки могут проявляться при смещении схожих звуков или похожих букв, или если человек или ребенок пропускает буквы и слоги в словах, меняет их местами, или добавляет лишние. Ребёнок может писать слова слитно, отсутствует согласованность слов в предложениях. При этом ребёнок очень медленно пишет, и почерк сложно различить.
Симптомы при развитии дисграфии:
- При акустической дисграфии есть нарушение при произношении звуков, может быть нарушено восприятие звуков. На письме это выражается в виде замены звуков, которые человек слышит, теми которые похожи на них при произношении. Например, свистящие звуки человек заменяет шипящими, или глухие звуки заменяют звонкими звуками.
- При развитии артикуляционно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи связанны с неправильным произношением звуков. Это значит, что ребёнок или взрослый человек будет писать так, как он слышит. Такие симптомы могут быть у ребёнка, у которого не развита фонетико-фонематическая речь. В этом случае ошибки при дисграфии похожи и при произношении, и при написании.
- При аграмматической дисграфии ребёнок может путать падежи, склонения, не может правильно назвать число и род. Так же в предложении могут быть несогласованные вопросы в постановке слов, или некоторые слова вообще будут пропущены. Так же будет страдать речь, она может быть заторможенной из-за недоразвитости.
- При оптической дисграфии у человека буквы смешиваются, и он их автоматически меняет на те буквы, которые визуально похожи на нужные. Оптическая дисграфия может быть литературной, когда человек неправильно говорит изолированные буквы, и вербальной, когда человек неправильно говорит буквы в словах. Обычно человек как бы отзеркаливает буквы, может добавить лишние элементы, или наоборот, что-то не дописать.
- При развитии дисграфии из-за несформированности языкового синтеза человек и ребёнок могут менять буквы и слоги местами, писать слова без окончания, или наоборот приписывать лишние буквы. Также могут писать предлоги слитно со словами, а приставки отдельно. Такая дисграфия больше всего распространена среди школьников.
Также у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не связанные с логопедией. Чаще всего это расстройство в неврологии, низкая работоспособность, когда человеку сложно сконцентрировать своё внимание, постоянно отвлекается, не очень хорошая память.
Если у ребёнка выявили такие симптомы, то обязательно нужно обратиться к специалисту, чтобы сделали диагностику и диагностировали патологию, если она есть. Для начала можно обратиться к логопеду. Диагноз дисграфия ребёнку можно поставить только тогда, когда он уже умеет читать и писать, не раньше девяти лет. В более раннем возрасте диагноз может быть ошибочным.
Диагностика дисграфии
Для того чтобы диагностировать дисграфию нужно обратиться к логопеду, психологу, офтальмологу, неврологу и лору. Комплексный подход необходим для того, чтобы исключить нарушение развития органов зрения и слуха и психические отклонения. И потом логопед может диагностировать дисграфию и её вид.
В процессе диагностики будет проведён анализ письменных работ, речевого развития, состояния нервной системы, зрения и слуха, артикуляционного аппарата. Например, ребенку могут предложить переписать текст из книги, написать диктант, почитать вслух. После этого составляется врачебный протокол и заключение.
Хорошо, если диагностику начали как можно раньше, чтобы начать коррекцию отклонения на ранних стадиях. Легче устранить дисграфию в детском возрасте, чем во взрослом.
Как лечат дисграфию
В России пока нет комплексной программы коррекции дисграфии. Методами и приёмами лечения владеют логопеды. Просто изучая школьную программу, вылечить дисграфию не получится.
Корректирующие мероприятия разрабатываются индивидуально для каждого ребенка и его формы нарушения. Специалист разработает систему, чтобы восполнить пробелы в процессах, которые нужны для формирования навыка письма. Также ребёнку нужно будет развить речь, чтобы она была связанной. Ребёнку нужно будет выполнять задание по грамматике, развивать лексикон, слуховое восприятие, мыслительные процессы и память. Именно в комплексе все эти упражнения помогут развить навык письма.
К логопедическому комплексу врачи могут назначить лечебную физкультуру, массаж и физиотерапию. Медики до сих пор сомневаются в эффективности медикаментозного лечения.
Родители могут корректировать отклонения у ребёнка с помощью игр. Детям в младшем школьном возрасте полезно играть в составление слов магнитными буквами, чтобы улучшить зрительное восприятие букв. А написание диктантов поможет улучшить слуховое восприятие звуков.
Детям рекомендовано использовать ручки и карандаши с шероховатым корпусом для массирования кончиков пальцев рук, это полезно для головного мозга.
Родители могут изучить специализированную литературу по коррекции дисграфии, и самостоятельно заниматься с ребёнком, чтобы он не путал буквы, не путал звуки. В таких книгах много нужного и полезного материала для родителей. При этом не стоит ждать быстрого результата, ошибки неизбежны. Занятия нужно проводить регулярно и систематически, желательно чтобы они были короткими, ребёнок успевал отдыхать и играть в свои любимые игры.
Предупреждение дисграфии
Профилактику дисграфии можно проводить ещё даже до того, как ребёнок научится писать. Для этого нужно заниматься с ним и развивать внимательность, память, его мыслительный процесс, пространственное восприятие. Все эти процессы связанны с навыком письма.
Если родители замечают у своих детей любые нарушения речи, нужно обратиться к логопеду для их коррекции. Для ребёнка важен также словарный запас.
Какие есть упражнения для профилактики дисграфии
Упражнения можно выполнять с учениками младших классов, и с детьми постарше.
Можно взять книгу со средним шрифтом, и дать задание найти в тексте и подчеркнуть какую-то определенную букву. Это же задание можно усложнить, чтобы ребёнок находил определенную букву, и подчеркивал её, а буквы, которые идет за ней обводил в кружок.
В незнакомом для ребёнка тексте можно попросить его отмечать парные буквы.
Можно тренировать почерк ребенка, например, взять тетрадь в клеточку, и попросить ребенка писать слова, чтобы каждая буква была в отдельной клеточке и полностью её заполняла.
Также важно чтобы при занятиях с ребенком была спокойная обстановка и ребёнок ни на что не отвлекался. Все задания должны подходить ребенку по возрасту, и соответствовать его возможностям. Ребёнку можно помогать, но не следует делать задание за него. Не стоит слишком рано учить ребенка иностранным языкам, если он к этому не готов.
Также старайтесь сами при разговоре с ребёнком говорить слова правильно и чётко.
Своего ребёнка постарайтесь поддерживать психологически. И не нужно ругать ребенка за совершенные ошибки.