Метод Фейнмана. Как сделать процесс самообучения и обучения простым и эффективным
Жизнь требует от каждого человека постоянного самосовершенствования. Один из заветов В.И. Ленина гласит – «Учиться, учиться и учиться». Это очень правильный посыл.
Если не совершенствоваться и постоянно топтаться на месте, то в жизни ничего не достигнешь. Процесс это непростой, но его можно значительно упростить и сделать эффективным.
Учитель от бога
Некоторым учителям в школе дают такую характеристику – «учитель от бога». На его уроках всегда интересно и всё понятно. Не про всех учителей можно сказать тоже самое. Почему так происходит? Вы поймете это, изучив метод самосовершенствования Ричарда Фейнмана.
Согласно его методу процесс самообучения и обучения должен состоять из коротких мыслей и доступного языка. Тут уместно вспомнить пословицу – «краткость сестра таланта».
Этот метод был сформулирован всемирно знаменитым физиком, лауреатом Нобелевской премии Ричардом Фейнманом. Он сам достиг выдающихся успехов благодаря этой методике.
Биография Ричарда Фейнмана
Ричард Фейнман относится к плеяде выдающихся физиков XX века. Во многих источниках его сравнивают с таким гением, как Альберт Эйнштейн. Он является одним из создателей американской атомной бомбы.
Имеет на своем счету много выдающихся научных работ. Одна из таких работ — это теория квантовой электродинамики, движения и превращения элементарных частиц. В 1965 году Ричард Фейнман получил Нобелевскую премию за создание, так называемых, диаграмм Фейнмана. Кроме того, он известен не только своими выдающимися достижениями в науке, но и как блестящий преподаватель. «Великий объяснитель» — так говорили о нём студенты. Он обладал талантом на простом и доступном языке объяснить своим студентам даже самые сложные понятия физики.
Еще учась в университете Принстона, Ричард Фейнман основал свою методику обучения и самообучения.
Он вёл записи, в них увязывал и систематизировал свои знания с тем, чего он еще не знал. В результате, по окончании обучения у него под рукой была информация, которая содержала все его знания в кратком и понятном виде.
У Ричарда Фейнмана был свой биограф — Джеймс Глейк. Вот что дословно он говорит по этому поводу.
Он создал новую записную книжку. На титульном листе написал: «блокнот о вещах, о которых я не знаю». Он реорганизовал свои знания, долго работал над тем, чтобы разобрать каждую часть физики, смазать детали и собрать их вместе, пытался найти необработанные края и несоответствия, основные ядра каждого предмета.
Теперь эту эффективную методику для самообучения или обучения других может использовать каждый, кто хочет добиться успеха.
Обнаружился очень интересный факт. Свои теории и идеи он не записывал сразу на бумагу, а применял в устной речи. Для книг и научных трудов были использованы его лекции. Очень интересно, не правда ли? Этому способствовало то, что он глубоко и досконально знал всё, о чём говорил.
Фейнман считал, что изучение и осмысление новой темы дело не сложное. Зато сделав это, вы получите логичную и даже красивую теорию.
Подробности техники
Выясните уровень ваших знаний
Опишите всё, что вы знаете по этой теме. Эти знания выполняют роль магнита, к которому «прилипают» новые знания. Затем наш уникальный мозг объединяет эти знания в логическую цепочку. Это гораздо проще, чем пытаться запомнить что-то новое.
Постоянно углубляйте знания там, где они поверхностны
Выяснение пробелов в своих знаниях — это и есть процесс обучения. То есть основное внимание вы должны уделять тому, что плохо знаете. Ваши уже имеющиеся знания и полученные новые знания, помогут создать глубокую и стройную теорию.
Это постоянный процесс. Если вам не хватает каких-то знаний, то возвращаетесь назад и опять изучаете этот вопрос. Постоянно дополнять и свои записи новыми знаниями.
Обучить ребёнка
Попробуйте объяснить сложную тему ребенку. Вы постараетесь сделать это максимально просто и простыми словами, без сложных научных терминов.
После того, как у вас это получится, вы сами будете тему знать глубоко и досконально.
Рекомендации по изучению новой информации
- Говорите простыми словами, без сложных терминов и технических формулировок. Ваши слова должны быть понятны даже детям. Применяйте образы и красочные сравнения. Подданная таким образом информация гораздо легче воспринимается.
Исключите из своей речи длинные и витиеватые научные фразы.
- Подавайте информацию кратко. У детей концентрация внимания слабее, чем у взрослых. Поэтому постарайтесь, чтобы ваша речь содержала минимальное количество слов.
Если у вас не получается подать тему коротко — значит вы не знаете её глубоко и вам надо заново её проработать. Старайтесь подходить к этому творчески, нестандартно. Новизна всегда привлекает внимание и способствует запоминанию.
Объяснение темы другому человеку окажет вам неоценимую услугу. Понять самому всегда проще, чем объяснить другому, вы обнаружите свои слабые места и углубите свое понимание темы.
Если вы сумели обучить другого человека, значит, ваши знания глубоки.
Обдумывайте, сокращайте и преподносите информацию творчески. Итак, вы глубоко знаете тему и ликвидировали все свои пробелы. Теперь осталось всё выстроить в простую логическую цепочку. Объедините свои знания в одну простую историю. Истории любят и дети и взрослые. Помните о простоте и краткости. Применяйте красивые сравнения, добавляйте свои эмоции. Это улучшит запоминание у тех, кто слушает.
Как пример, слова Фейнмана про физику атомов: Все вещи сделаны из атомов — маленьких частиц, которые бесконечно движутся, притягиваясь, когда находятся рядом, но отталкиваясь, когда подходят слишком близко друг к другу и сжимаются. Ученый полагал, что даже если вы ничего не понимаете в физике, главное уяснить, что всё в этом мире состоит из атомов. Приведенный пример очень показателен не только для учителей, но и для писателей.
Коротко и ясно он в одном предложении сформулировал основной принцип существования Вселенной.
Применяйте визуальные средства
Благодаря очень простым рисункам, Ричард Фейнман в 1965 году получил Нобелевскую премию.
Он создал графические диаграммы, которые показывают физику элементарных частиц. Это значительно облегчило всему учёному сообществу задачу описания их взаимодействия.
До 90% информации люди получают с помощью органов зрения. Поэтому визуальную информацию они понимают и запоминают значительно эффективнее и быстрее. Не нужно быть великим художником для того, чтобы нарисовать линии, стрелки и кружки.
Поэтому помните, что различные графики и рисунки значительно уменьшает количество слов и подключает визуальное восприятие информации. Эффективность обучения значительно возрастает.
Используйте свои пристрастия. Фейнман обладал способностью объединять научную работу и обучение с творчеством. Например, с рисованием и музыкой.
Великий Эйнштейн играл на скрипке, а Ломоносов был ученым, поэтом, писателем и художником.
У Фейнмана было хобби. Он ценил и разбирался в искусствах, а также был великолепным оратором. Это давало ему вдохновение в научной деятельности.
Таким образом, метод Фейнмана заключается в подаче научного материала в доступной форме, которая легко воспринимается и запоминается. Сначала выписываете всё что знаете, а затем ликвидируете белые пятна и углубляете свои знания.
Затем попробуйте обучить ребёнка. Делайте это простыми словами и кратко, а также подключайте визуальные средства. Метод Фейнмана можно применять для обучения любым знаниям. Или, например, для презентаций, подготовки докладов. Напоследок слова самого Фейнмана: «Я не всегда был хорошим учеником. Главным в обучении является количество времени, которое ему посвящалось. А потом я обнаружил такое, что изменило мою жизнь».