Монокары, двухколёсные автомобили
В самом начале 20 столетия ещё не было привычных для нас автомобилей, мотоциклов, в том внешнем виде и конструкции, которые есть сейчас. Зато была необычная, можно сказать промежуточная категория 2 колёсных машин, по-другому их можно назвать монокары. В них сочетались некоторые механические элементы машин и мотоциклов, и их положительные качества.
У данных транспортных средств есть приставка «моно» потому, что это одноколейные средства передвижения на 2 колесах, которые могли ехать только по одной колее. Их преемниками можно назвать мотоциклы, так как у них есть двухколёсная компоновка и механические узлы.
На автомобили они были похожи двухместными кузовами с двумя сиденьями, которые были друг за другом. Также отличались монокары маленькими боковыми колёсиками, которые нужно было опустить на землю при остановке, а во время движения они поднимались наверх.
Что такое монокар
Если сравнивать монокар с мотоциклами, то их главным достоинством было удобство и несложное управление, также они были устойчивы. Также от обычных автомобилей они отличались меньшей стоимостью, и весом. Пользователи отмечали их повышенную маневренность, то что они более экономичны и проходимы по местности.
Подробности. Обзор
Scripps-booth bi-autogo, 1912
В самом начале 20 столетия в Америке молодой конструктор и дизайнер, Джеймс Скрипс, чей отец был владелец газет, был известен тем, что у него было необычное транспортное средство. В 1913 году он изобрел одноколейную машину, у которой были два задних поддерживающих колеса. Другие люди, кто видел этот автомобиль, были очень удивлены, про неё писали в газетах, и у них возникал вопрос, это самый большой мотоцикл в мире, или же двухколесный автомобиль.
Это была уникальная в своем роде двухколесная машина в 5 метров длиной, которую изобрел Джеймс Скриппс-бут. В этом монокаре использовался новый восьмицилиндровый v-образный двигатель, который конструктор изобрёл сам. В то время над таким двигателем работали другие крупные компании, например cadillac. Изобретённый мотор, у которого была мощность 45 л.c. приводился в движение с помощью сжатого воздуха, также у него было 4-х ступенчатая коробка передач, которая размещалась в центральной части рамы.
В моторном отсеке данного двухколесного автомобиля помещался новый и необычный для того времени двигатель V8, у которого был рабочий объем 6,3 л. Также ещё одной и очень необычной для своего времени находкой и изобретением была система водяного охлаждения. Она состояла из маленького переднего радиатора, и медных трубок как вокруг моторного отсека с двух сторон, это придавало машине очень интересный и необычный внешний вид. Охлаждающие трубки были длиной 137 метров в общем виде.
Первый заезд этого монокара был в 1913 году. Машина была весом 1.5 т, при езде она опиралась на два деревянных колеса, у которых диаметр был по 940 мм. Водитель управлял машиной с помощью руля, который поворачивал переднее колесо на подвеске мотоциклетного типа. Ведущим колесом было заднее, и оно имело открытый цепной привод и барабанный тормоз, который подвешивается на 2-х полуэллиптических.
Под рамой на длинных рычагах, которые качались, были установлены две пары подъемных роликовых опор. Именно они помогали машине быть стабильной на стоянке, и когда она ехала со скоростью 30 км/ч, они автоматически убирались под боковые крылья кузова.
Пассажирский салон располагался в задней части кузова, который был сделан из алюминия. Пассажирский салон включал в себя два сиденья для водителя и 2 пассажиров, для того чтобы машина была более устойчива, их устанавливали только по продольной оси машины. В теории, максимальная скорость монокара должна была равняться 120 км/ч.
Данную двухколесную машину её создатель сделал в 1913 году, ему это обошлось в 25000 долларов. По этой схеме он хотел собрать ещё 50 машин, однако была только единственная модель, тяжёлая и не надежная конструкция которой, не позволила производить их дальше. Единственный экземпляр машины остался в американском музее.
Moore-car
Идеи предыдущего создателя двухколесного автомобиля потерпели крах. В 1917 году американская фирма W. G. Moore, которая располагалась в Индианаполисе, создала лёгкий одноместный монокар на шасси мотоциклетного типа, с использованием автомобильных узлов.
На монокаре уже использовалась классическая компоновка, и такая внешность, которая будет у других будущих двухколёсных автомобилей. В данном экземпляре машины использовали мотор водяного охлаждения и автомобильный радиатор, было 3-х ступенчатая коробка передач, трубчатая рама и у заднего колеса был карданный привод, имеющий рессорную подвеску.
Также у неё был необычный полу руль, опорные катки на продольных рычагах с кнопочным фиксатором. Также имелся сзади фигурный бензобак и широкие боковые подножки.
Самый большой интерес к таким монокарам был в третьем десятилетия XX столетия, в это время их разработкой и изготовлением занимались малоизвестные фирмы, и даже авиационные корпорации, оружейные заводы.
Модель Atlantic
Надо сказать, что у двухколёсных автомобилей было достаточно короткая эпоха. Её открыла берлинская фирма Атлантик AG, которая создала около 100 машин с открытым кузовом Тандем с двумя боковыми дверками. Также у данных автомобилей были лобовые стёкла, длинные подножки и опорные катки. Создатели использовали в данном монокаре 2-х цилиндровые моторы с противоположным расположением цилиндров, эту схему называли боксёр. Их мощность было до 6 сил.
Avro monocar, 1927
Такой двухколесный автомобиль был разработан в Великобритании в двадцатые годы. Разработкой занимался Эдвин Эллиот Вердон Роу, который открыл известную авиастроительную корпорацию Avro. Созданием монокара он занимался в свободное от работы время.
Это было устройство, что-то между легковой машиной и мотоциклом. Этот экземпляр также можно увидеть в музее автомобилей.
Модель монокара имела цельнометаллический корпус, опорные колёса или стойки, которые сами поднимались, то есть были автоматическими. Также имелся мотоциклетный руль с передним силовым агрегатом, было ведущее и управляемое колесо. Образцы данных двухколёсных автомобилей были созданы в единичном виде, имели одноцилиндровый 350-кубовый мотор и 3 ступенчатую коробку передач.
Mauser Einspurauto
Ещё одну модель монокара изготовила немецкая оружейная компания Waffenfabrik Mauser AG. Оружейную корпорацию основали братья Маузер в начале XIX века, и когда кончилась Первая Мировая война, у них не осталось заказов. Поэтому руководство компании решили заняться новым перспективным средством передвижения, а именно двухколесными автомобилями. В то время ни у кого не было большого опыта изготовления подобных машин. Поэтому для того, чтобы спроектировать новый вид автомобиля пригласили владельца автомагазина Густаво Винклера. Его пригласили потому, что ещё в 1920 году он сам построил подобную машину. И уже через год, созданный им монокар, то есть одноколейная машина, показали на берлинском салоне. И в 1923 году их начали изготавливать на заводе в Оберндорфе.
Получилось стандартная одноколейная машина с использованием типового кузова с одной левой дверцей. Также у машины были две боковые фары, небольшое лобовое стекло и подъемные опорные колёса. Компания несколько лет выпускала данную модель, иногда что — то обновляя. В задней части автомобиля был одноцилиндровый четырехтактный мотор с водяным охлаждением, передний радиатор и кикстартер.
Несущая рама у машины была сделана из листовой стали с трубчатым каркасом. Передне управляемое колесо установили на рычажной вилке мотоциклетного типа. Для управления автомобиля сделали объёмный полу руль, который состоял из верхней части круглого автомобильного руля, с добавлением никелированных спиц, они были добавлены в качестве мотоциклетных рукояток. Для того чтобы поднимать и опускать поддерживающие колеса, использовался длинный рычаг, располагавшийся справа внутри кузова.
Вес такого автомобиля составлял около 300 кг, и пользователи разгоняли машину до 65 км/ч. Производство монокаров Маузер прекратилось в 1927 году, к этому времени было создано 200 машин. Подобные автомобили начали собирать и во Франции.
Monotrace
Это французский вариант монокара, одноколейного автомобиля, которые выпускались 1924 по 1928 год. По конструкции данный автомобиль был почти таким же, как и немецкий вариант, отличие заключалось в использовании одного базового 510-кубового двигателя с мощностью 6 л. Также в данном варианте автомобиля использовался складной тент и одна передняя фара прожектор. Создатели установили 3-х ступенчатую коробку, заднее колесо с цепным приводом, использовалась ручная система управления опорными колесами. Вес автомобиля был немного больше, около 330 кг.
Французские Монотрасы использовались в мотоциклетных гонках на дальние расстояния, и могли развивать скорость уже до 85 км/ч, при этом расход бензина было всего 4 л на 100 км. За всё время фирма изготовила 310 монокаров.
В истории монокаров были и другие фирмы, которые придумывали и создавали свои модели с использованием уже имеющихся вариантов. Можно сказать, что эпоху монокаров завершил американский инженер Джеймс Тингл, который начал создавать свой вариант в 1936 году. Он делал двухколесную машину с автоматизированной системой управления опорными колесами, и даже оформил несколько патентов. Он проводил динамические испытания, для этого создал макетный образец, где был обтекаемый кузов с вертикальными пружинами стойками опорных колес.
Как известно, потом началась Вторая мировая война, было не до создания подобных автомобилей, а после окончания войны о монокарах уже никто и не вспоминал.