Что такое теория разбитых окон. Возможно, вы слышали о теории разбитых окон, разберемся, откуда это пошло. Семидесятые годы XX века в Америке, в городе Нью-Йорке сложилась печальная криминальная обстановка. Людей могли ограбить в то время, даже когда они шли по улице днём. Туристам было опасно ходить по улицам города, хулиганы могли спокойно отобрать у них фотоаппарат или кошелёк с деньгами.
Полицейское управление рекомендовала жителям города не выходить в вечернее и ночное время на улицы, и также иметь при себе 20 долларовую купюру, чтобы при необходимости отдать её бандитам. По статистике в Нью-Йорке в то время за один день могло произойти масса ограблений, несколько убийств, было особенно опасно.
- О чем идет речь в теории разбитых окон
- Основа теории разбитых окон
- Социальный эксперимент
- Как же это касается Нью-Йорка восьмидесятых годов?
- Также в конце восьмидесятых годов на пост начальник транспортной полиции в Нью-Йорке был назначен Уильям Браттон
- В начале девяностых годов мэром города стал Рудольф Джулиан
О чем идет речь в теории разбитых окон
Метро также было зоной риска. Банды разбойников могли в любой момент ворваться вагон метро и отобрать у пассажиров имеющиеся у них деньги и другие ценности. И такой беспредел мог произойти не только ночью, но и днём, когда в вагоне метро было большое количество людей. Метро в то время было неприятное и опасное место, платформы были не убраны, можно было увидеть много мусора. Фонари в большинстве своём не горели, из-за чего в метро было темно. Стены метрополитена были разукрашены граффити, или просто испачканы. И это было далеко не искусство, а обычная раскраска в виде нехороших рисунков, или исцарапанные поверхности.
Ситуация начала резко исправляться в 1985 году, когда преступность была очень высока. А начиная с 1985 года преступность и количество убийств стало постепенно снижаться, и в течение 5 лет снизилось на 65%. Также сократилось количество грабежей, изнасилований, примерно на 50%. И уже к 1995 году Нью-Йорк стал одним из наиболее безопасных городов Америки. На улицах города, в том числе и в метро, стало спокойно и тихо, по какой-то причине все бандиты и разбойники прекратили свою деятельность.
Многих интересовал вопрос, что произошло, почему люди стали по-другому себя вести? Как утверждают, что всё это произошло благодаря теории разбитых окон. Этот теорию разработал в 1982 году политолог Джеймс Уилсон совместно с социологом Джордж Келли. С того времени и до сих пор вокруг этой теории ведутся споры и дискуссии, многие спорят на тему эффективности этой теории. Однако теория разбитых окон показала положительные результаты на практике, благодаря чему во многих странах удалось реформировать уголовную политику.
Основа теории разбитых окон
Однако не всем понятно, что же это за теория, почему окна называются разбитыми. Ученые связывают это с утверждением того, что преступность и порядок имеют прямо пропорциональную зависимость. Например, в поле стоит дом, но в нём есть разбитое окно. Мимо дома идут люди и смотрят на дом, видят разбитое окно, им кажется, что в этом доме полный беспорядок. Поэтому может возникнуть ситуация, когда кто-то из прохожих разобьет и другое окно в этом доме. В самом доме ничего не изменится, однако в доме окажутся пустыми уже несколько оконных проёмов. И эта ситуация, эта картина провоцирует чувство безнаказанности. Это чувство достаточно заразно, и будет распространяться дальше по остальной улице, а потом может охватить и весь район и город. При этом преступления будут становиться более серьезными и опасными.
На этом примере можно увидеть, что часть людей могут нарушить закон не потому, что они сами по себе плохие или невоспитанные, а нарушение ими закона будет следствием того порядка, которая существует вокруг них. Если люди видят вокруг себя бардак, то это и в дальнейшем будет порождать только преступление. Это значит, что атмосфера, и ситуация, которая окружает людей, будет толкать их на противозаконные действия.
После того, как в Америке появилось данная теория, это решили проверить учёные. Ими были проведены несколько экспериментов, один из них мы рассмотрим.
Социальный эксперимент
Рядом с одним из магазинов возле его стены была расположена стоянка для велосипедов. Асфальт на стоянке был чистым, стена была ровная и идеально белая. При этом создатели эксперимента убрали все урны, а на велосипеды поместили рекламу спортивного магазина, которого на самом деле нет. Далее специалисты разместились в машине, недалеко от парковки, и стали наблюдать, что же произойдет дальше. Когда человек подходил к своему велосипеду, он убирал с него рекламную бумагу, и начинал искать рядом урну.
Но урны рядом не было, и рекламную листовку было некуда выбросить. Получается, что у каждого человека было по три варианта действий, это кинуть бумагу на асфальт, перевесить листовку на другой велосипед, или убрать в свою сумку, чтобы выбросить в другом месте. На землю рекламную листовку бросали примерно 30% из всех велосипедистов.
После этого эксперимент решили повторить, но внесли несколько изменений. Если ранее асфальт был идеально чистым, то сейчас там разбросали немного мусора, обёртки от конфет, а на стену нанесли непонятные рисунки. На этом этапе эксперимента владельцы велосипедов бросали листовки на землю в 70% случаев.
Как же это касается Нью-Йорка восьмидесятых годов?
В середине восьмидесятых годов поменялся директор Метрополитена, на эту должность назначили Дэвида Ганна. Ему достался метрополитен в ужасном состоянии, и ему нужно было решить эту проблему. Для начала он занялся состоянием стен, и удалением оттуда всех рисунков и граффити. Не все были этим довольны, потому что помимо эстетического вида у метро было плохое техническое состояние, отсутствовала пожарная безопасность и расцветала преступность.
Однако директор метрополитена считал, что разрисованные и испачканные стены и поезда показывают то, что система рушится. По его мнению, сначала нужно было победить граффити, а потом заняться ремонтом поездов, и заменять на новые составы. Если не было возможности защитить поезда и вагоны от вандалов, то и новые постигнет та же участь.
Директор метрополитена отдал распоряжение привести все вагоны метро в порядок, это нужно было делать каждый день и с каждым вагоном. Когда вагон приходил на конечную станцию в раскрашенном виде, его сразу же мыли, все царапины закрашивали. Если сиденье были изрезаны, его меняли, также как и разбитые фонари. Для этого в метро целыми днями работали большое количество людей, целые бригады. И со временем поезда с каждым днем становились всё чище. И новых случаев вандализма становилось всё меньше и меньше, они стали очень редкими.
Также в конце восьмидесятых годов на пост начальник транспортной полиции в Нью-Йорке был назначен Уильям Браттон
Первым делом он занялся поисками и наказанием безбилетников в метро. Журналисты и жители города недоумевали, почему он не занимается убийствами и другими тяжкими преступлениями. Однако на это он ответил, что чем больше в метро зайцев, тем меньше там порядка, и как следствие, совершаются более серьезные правонарушения. По статистике в то время более 200 тысяч человек каждый день ездили в метро без билетов. Молодёжь просто перепрыгивала через турникеты, и пробегала к поездам. И даже те, кто ранее покупал билет на метро, видя такое поведение, тоже переставали платить и пытались проходить бесплатно. Проблема приобретала масштабный характер, с каждым днём всё большее количество людей ездили бесплатно.
Для борьбы с безбилетниками начальник полиции возле турникетов ставил полицейских, которые были одеты в гражданскую одежду. Они должны были задерживать безбилетников, надевать на них наручники и выстраивать в ряд. После этого их нужно было на автобусах вести в полицейский участок. Там у них снимали отпечатки пальцев, и обыскивали. В это время было поймано много опасных преступников, которые находились в розыске за преступление. После этого те, кто нарушал закон или ездил бесплатно в метро, сделали соответствующие выводы, и чтобы их не задержали, они перестали брать с собой оружие в метро, и стали покупать билеты на проезд.
В начале девяностых годов мэром города стал Рудольф Джулиан
Он был знаком с теорией разбитых окон, и она нравилась ему своей простотой. И полиция Нью-Йорка начала беспощадно ловить мелких правонарушителей по всему городу. На улицах города арестовывали всех, кто показывал непристойное поведение в общественном месте, это касалось всех, кто хулиганил и ругался, мусорил на улице, бросал пустые бутылки, портил стены и воровал у людей деньги. Это касалось и тех людей, которые справляли свою нужду на улице, их сразу же забирали в тюрьму.
Подобные действия привели к нужному результату, и в городе стал наблюдаться резкий спад преступности. То есть, полиция путем искоренения мелких преступлений, наносила солидный удар по более серьезным правонарушениям, в том числе убийствам и ограблениям. Можно сказать, что этим была разорвана связь между причиной и следствием. И уже в 21 веке Нью-Йорк можно было назвать одним из самых безопасных и благополучных городов Америки.
Это показывает, что чудеса всё-таки случается. Нью-Йорк в Америке доказал это своим примером, когда в нём люди серьезно отнеслись к теории разбитых окон. И тут теорию они применяли на практике, и результат не заставил себя долго ждать. Также важно, что такую теорию разбитых окон можно применять и в других областях жизни, и она будет работать.