Что такое кайдзен? Суть японской философии

Что такое кай-дженСлово кайдзен пришло к нам из японского языка. Состоит оно из двух слов «кай», что значит изменение, и «дзен» — к лучшему. Получается, что слово дословно «кайдзен» переводиться, как «постоянные улучшения». Кайдзен сегодня это целая система и философия в менеджменте организаций, которая когда-то помогла японским предприятиям после войны выйти на лидирующие позиции в мире сразу во многих сферах.

Вообще вся философия кайдзен довольно тесно связана с национальными японскими  трудовыми традициями. В Японии, например, принято работать в одной компании довольно длительно время, большинство граждан Японии всю жизнь работают на одного работодателя.

История вопроса

В трудовых традициях Японии принято становиться мастером в одном каком-то деле и доводить свои умения до совершенства. Даже если у тебя не самая престижная работа, ты все равно должен выполнять ее мастерски. В Японии не принято жаловаться на судьбу и несправедливую жизнь.

Сама по себе философия кайдзен используется для организации и совершенствования организационных процессов на производстве и в бизнесе. Технология кайдзен используется не только в бизнесе, но и в процессе организации личной жизни.  С каждым днем она становиться все более и более популярной не только в Японии, но и во всем мире.

Принципы кайдзен

Всю суть технологии кайдзен можно свести к пяти основным принципам:

  1. Выборочность и аккуратность. Согласно технологии кайдзен первое с чего стоит начать – определиться с тем, что именно нужно изменить, чтобы работа стала более эффективной. Составляется подробный список того, что можно сделать, чтобы получить экономию времени, денег и каких-либо других затрат. Это касается всего процесса работы, плоть до организации рабочего места каждого сотрудника таким образом, чтобы на выполнении рабочих функций у него уходило минимальное количество времени.

    Такие изменения могут касаться организационных процессов в компании, организации рабочего дня и рабочего места сотрудников, а так же и привычке работников. Например, сокращение времени на просмотр входящих сообщений, или выделение определенного времени на это занятие в течение дня. Основной постулат системы кайдзен – к большим изменениям и успеху можно прийти маленькими шагами.

  2. Порядок и правильные приоритеты. Порядок имеет значение во всем. В организации последовательности дел, в организации рабочего места, в организации рабочего дня сотрудников, в организации управленческих процессов. Именно поэтому самые сложные задачи стоит выполнять в первой половине дня, пока организм полон сил и способен активно работать. Последовательность выполнения задач так же важна, как и их оптимизация.
  3. Дисциплина нужна, прежде всего, для того, чтобы придерживаться выбранной стратегии и не вернуться к привычным способам работы и методам ее организации. Отличительной особенностью кайдзен является самодисциплина каждого работника на рабочем месте, управление своим временем, качеством выполняемой работы, соблюдением стандартов и регламентов.
    Инфографика о кайдзен
  4. Стандартизация. После того, как процесс оптимизации закончен, и утверждена наиболее оптимальная схема работы, это должно стать стандартом для всех сотрудников компании. Приверженность выбранных стандартов – признака высокого качества продукции.
  5. Чистота. Этому уделяется особое внимание в технологии. Каждый работник после завершения своей работы должен потратить время и навести порядок на своем рабочем месте. Порядок на своем рабочем месте с утра даст особый энергетический заряд на рабочую активность. Сотрудники сразу думают о работе, а не о том, что нужно разгрести вчерашний хаос бумаг и документов.

Эти простые принципы могут быть применены абсолютно к любой сфере жизни для ее улучшения. Далее мы рассмотрим, как можно их применить в своей работе и в личной жизни. Эти простые принципы помогли компании Toyota достичь успехов на мировом рынке в сложное время после войны. Именно благодаря успеху этой компании технология кайдзен закрепилась в менеджменте и управлении. Для того чтобы эта философия сработала в какой-либо компании, ее должны принимать все сотрудники от руководителей и топов до рядовых линейных работников. Кайдзен – это, прежде всего, о качественной работе с высокими стандартами.

Кайдзен в управлении

В Японии особая культура общения с подчиненными. Тут не принято отдавать приказы, а так же наказывать сотрудников. Здесь важно поддерживать и поощрять сотрудников, а так же учитывать их мнение. Японская культура больше ориентирована на положительную мотивацию, что само по себе повышает интерес сотрудника к работе и его вовлеченность в общее дело.

В японском менеджменте приветствуется самостоятельность сотрудников, при этом отсутствует наказание за какие-либо ошибки, они считаются просто опытом, на котором сотрудники учатся. Сотрудники рассматриваются как основная часть компании, как источник мотивации, креатива, синергии и движущая сила развития. Работа в компаниях, придерживающихся философии кайдзен, строится в малых группах, где поддерживается работа на общие цели, постоянный обмен информацией, взаимное обучение, соблюдение дедлайнов и так далее.

Для того, чтобы изменения для сотрудников происходили легко, в компаниях приняты следующие правила:

  • Будьте готовы отойти от своего традиционного мышления,
  • Думайте над тем, что можно улучшить, а не над тем, почему это невозможно сделать,
  • Лучше сделать 50% сразу, чем 100% никогда,
  • Выявленные ошибки исправляйте сразу,
  • Ищете решения с минимальными финансовыми затратами,
  • Задавайте много вопросов, чтобы докопаться до сути проблемы.

Основные идеи философии кайдзен:

  • Клиент должен остаться довольными,
  • Изменения должны быть постоянными во всех сферах работы компании,
  • Проблемы должны признаваться для всех заинтересованных лиц,
  • Придерживаться принципа открытости внутри компании,
  • Работа идет в малых командах и группах,
  • Перемещение персонала в разные отделы компании для расширения представления о работе,
  • Высокая вовлеченность в рабочий процесс всех сотрудников,
  • Распространение опыта среди коллег,
  • Высокая дисциплина и самоорганизованность сотрудников на местах работы,
  • Принятие ответственности за свою работу и саморазвитие,
  • Информирование сотрудников о работе компании в целом,
  • Делегирование полномочий,
  • Управление строиться на полном цикле от планирования деятельности до контроля результатов,
  • Проведение анализа организационных процессов на основе фактических данных,
  • Решения корня проблемы, а не борьба с симптомами и последствиями,
  • Качество продукта контролируется на всех этапах производства,
  • Применение стандартизации.

Кайдзен в работе каждого сотрудника

Вспомним про 5 основных принципов кайдзен – точная выборка, организация, наведение порядка, дисциплина и  систематизация.

Именно они должны стать основными ключевыми принципами работы в стиле кайдзен:

  1. Анализ и сортировка. Определите, что мешает вашей эффективности, составьте список. Определите круг своих обязанностей, за которые отвечаете вы. Что из этого можно сократить, уменьшить, отказаться или делегировать. Принцип «хочешь сделать хорошо – сделай это сам», работает далеко не во всех случаях. Подумайте, какие простые шаги вы можете сделать сегодня, чтобы ваша работа стала эффективной.
  2. Организуйте распорядок. После того, как ненужные процессы будут отброшены или минимизированы, необходимо взяться за оптимизацию всего процесса работы, расставить все дела в нужном порядке, в соответствии со своими приоритетами.

    В этом хорошо может помочь ведение рабочего дневника, в котором можно вести хронометраж, записывать на какие задачи сколько времени уходит, как лучше организовывать их в течение дня. Может оказаться, что важные дела занимают, не там много времени, а основную часть рабочего дня занимают рутинные процессы. Тогда можно выделить для важных дел время максимальной эффективности и продуктивности.

  3. Наведение порядка должно стать ритуалом завершения рабочего дня. Приучите себя наводить порядок на рабочем месте после окончания работы. Вещи, находящиеся на своих местах, искать становиться гораздо проще. Порядок стоит наводить не только в пространстве, но и в собственных мыслях. Для этого можно подводить письменно итоги дня, писать какие-то заметки, и отключаться от работы после выхода за пределы офиса. Такой подход дает возможности прийти на работу на следующий день отдохнувшим и со свежими мыслями в голове.
  4. Систематизация. После упорядочивания дел, за которые вы несете ответственность, стоит заняться упорядочивание всего процесса работы и сделать из этого определенную систему. И ежедневно придерживаться ее.
  5. Дисциплина. После того, как новая система будет сформирована, остается только регулярно ее придерживаться и сделать своей привычкой. Но не стоит забывать о постоянном совершенствовании системы и добавлять в нее маленькие шаги, которые приводят к ее более эффективному функционированию. Ведь кайдзен – постоянное улучшение.

Кайдзен в повседневной жизни

Кайдзен принято рассматривать в рамках организации бизнес-процессов в менеджменте, но ее можно применять и в повседневной жизни. Этот подход можно перенести на любую сферу жизни, которая требует внимания и улучшения.

Давайте рассмотрим на примере перехода на здоровый образ жизни:

  1. Аккуратность и выборочность. Оцените ситуацию. Выделите время и выпишите все, что вам сегодня помогает вести тот образ жизни, к которому вы стремитесь, а что мешает.
  2. Порядок. Подготовьте расписание, включите в него физическую нагрузку (бег, прогулки, катание на велосипеде). Сделайте чек-лист того, на что стоит обращать особое внимание – контроль питание, продукты, от которых вы отказываетесь, продукты, которые вы включаете в свой рацион. Важно это делать постепенно небольшими шагами, иначе рискуете получить бунт от собственного организма.
  3. Чистота. Чистота и порядок вокруг важны в любой сфере, вне зависимости от ваших глобальных целей.

    В захламленном и грязном пространстве у людей не наблюдается нужного настроя на работу, нужной мотивации. В отношении цели «вести здоровый образ жизни» уборку так вообще можно превратить в часть физической нагрузки, а можно и в процесс медитации, если сосредоточиться исключительно на своих действиях и постараться ни о чем не думать.

  4. Стандартизация. Все выбранные изменения далее нужно превратить в постоянно работающую систему. Просто создайте себе график и придерживайтесь его постоянно, со временем он перейдет в ваш образ жизни.
  5. Дисциплина. При переходе на здоровый образ жизни особенно важно следить за собой, своими привычками, так как первое время они будут часто о себе напоминать, вам не всегда удастся избежать соблазнов. Не останавливайтесь, просто продолжайте двигаться в выбранном направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Михаил Долгий / автор статьи
Привет, это мой блог о развитии, целях и финансовой свободе. Занимаюсь онлайн проектами, путешествую по миру с семьей, развиваюсь и достигаю целей, инвестирую несколько лет в акции компаний. Лучшая благодарность ваши мысли в комментариях по данной теме! Удачи и успехов вам!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достижение целей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Это не спам.